ГЛАВА 4. НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРОВ И ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ


4.1. НАЗНАЧЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, КАТЕГОРИИ И КЛАССЫ ТОЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ



Подшипники качения являются стандартными изделиями с полной внеш-ней взаимозаменяемостью, но ограниченной внутренней между телами и до-рожками качения наружного и внутреннего колец. Применяются подшипники качения в машинах и механизмах, где требуется высокая скорость и точность вращения при КПД = 0,99.
По ГОСТ 3395 обозначаются типы и конструктивные исполнения подшипников.
Технические требования на шариковые и роликовые подшипники качения должны соответствовать ГОСТ 520. Стандарт распространяется на под-шипники с отверстиями во внутренних кольцах от 0,6 до 2000 мм и устанавли-вает следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повыше-ния точности:
– 8; 7; 0; 6; 6Х; 5; 4; 2; Т.
Классы точности 8 и 7 используются для изготовления подшипников по заказу потребителей и применяются в неответственных узлах.
Класс 6Х применяется только для роликовых конических подшипников.
Классы точности подшипников характеризуются значениями предельных отклонений размеров, формы и расположения поверхностей подшипников.
В зависимости от наличия требований по уровню вибрации или уровню других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников – А; В; С в порядке ослабления требований:
? к категории А относятся подшипники классов точности – 5; 4; 2; Т;
? к категории В – подшипники классов точности – 0; 6Х; 6; 5;
? к категории С – подшипники классов точности – 8; 7; 0; 6.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного класса точности без отнесения к категориям.
Наиболее часто в машиностроении используются подшипники классов 0; 6, в категории С. Класс 0 в обозначении подшипников не указывают.
Подшипники 4-го и 5-го классов применяются при значительных скоро-стях вращения (шпиндели шлифовальных и прецизионных станков и в других высокооборотных механизмах).
Подшипники 2-го и Т классов применяются для гироскопических и дру-гих прецизионных приборов.

4.2. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ


По ГОСТ 3189 устанавливается построение условных обозначений (маркировка) подшипников.
Система условных обозначений необходима для указаний подшипников на чертежах и в спецификациях, для применения в технической литературе и для маркировки подшипников при изготовлении.
Полное условное обозначение подшипника состоит из основного услов-ного обозначения и дополнительных, расположенных справа (начинается с прописной буквы) и слева, отделенных от основного знаком тире.
Итак слева направо:
Диаметры отверстия, равные 22; 28; 32; 500 мм и более, обозначают через дробь после серии диаметров, например, 602/32 означает радиальный шарико¬вый однорядный подшипник с защитной шайбой (конструктивное исполнение – 6, тип – 0, серия диаметров – 2, диаметр отверстия – 32 мм).
Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или не кратным пяти, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения номинального диаметра на 5. Серия диаметров таких под¬шипников – 9 указывается на третьем месте.
Размерная серия подшипника – сочетание серий по диаметру и ширине (вы¬соте) – определяет габаритные размеры подшипника по наружному диамет-ру и ширине при постоянном внутреннем диаметре.
В ГОСТ 3478 установлено девять серий диаметров, обозначаемых цифрами: 0; 8; 9;1; 7; 2; 3; 4; 5 в порядке увеличения наружного диаметра и 10 серий по ши-рине, обозначаемых цифрами: 7; 8; 9; 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6 в порядке увеличения ширины кольца В. Серия по ширине – 0 – в условном обозначении не указыва-ется. Конструктивное исполнение обозначается цифрами от 00 до 99 по ГОСТ 3395.
При наличии нулей в знаках основное условное обозначение будет состо-ять из трёх цифр, т.е. последней значащей цифрой в условном обозначении под¬шипника может быть цифра, стоящая на третьем месте. Например, 205 обозна¬чает радиальный шарикоподшипник с внутренним диаметром d = 25мм, серия по диаметру – 2, тип подшипника ? 0, конструктивное исполнение ? 00, серия по ширине – 0.
Слева от основного условного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности , группу радиального зазора, момент трения и категорию подшипника. Если какие-либо требования не оговариваются, то они в обозначении не участвуют. Класс точности 0 (ноль) также не указывается.
Справа от основного условного обозначения записываются дополнитель-ные требования, утвержденные в технологической документации завода изго-тови¬теля подшипников (материал деталей подшипника, смазка, конструктив-ные из¬менения, требования по уровню вибрации, грузоподъемность и другие специ¬альные требования). Эти требования указываются в зависимости от назначения подшипников, когда их нормирование необходимо учитывать по условиям экс¬плуатации. Если требования не оговариваются, то знаки справа опускаются. Частным случаем полного обозначения подшипника является основное условное обозначение.
Маркирование подшипников производят любым способом, не вызываю-щим коррозии металла. Габаритные размеры подшипников, используемых в за-да¬ниях по курсовой работе, даны в табл. 4.3, ...,4.8, а отклонения по ширине подшипников даны для классов точности 0 и 6 по ГОСТ 520.

Реклама


Besucher zähler contatori visite russian dating agency
Hosted by uCoz